Еще в 2007 году минобрнауки предложило регионам перейти на новую методику расчета учительской зарплаты. Согласились не все.
Хотя те, кто рискнул, добились хороших результатов - оклады выросли, а учебная нагрузка - нет. Почему не все регионы готовы оценивать учительский труд по-новому и для всех ли школ подходит новая модель? На вопросы корреспондента "РГ" отвечает Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ.
Российская газета: Ирина Всеволодовна, эксперимент поддержал 31 регион. Остальные пока не понимают - как учителю без увеличения нагрузки можно заработать больше? Объясните, пожалуйста.
Ирина Абанкина: Труд педагога должен оцениваться иначе. Тарифная сетка себя изжила. Она привела к уравниловке и урокодательству, когда учителя набирали как можно больше часов, чтобы заработать. В результате непомерно выросла нагрузка на учеников, а внеурочная работа никак не оплачивалась. Копейки платили только за проверку тетрадей и заведование кабинетом. Знаете анекдот? На учительницу напали грабители, а у нее ничего нет. "Давай часы!" - говорит вор. А она ему: "Что угодно берите, хоть классное руководство, но часы оставьте!"
Минобрнауки предлагает вместо тарифной сетки перейти на новую систему оплаты труда - это базовый оклад и стимулирующая надбавка. По закону в России рабочая неделя учителя - 36 часов. Базовый оклад выплачивается за эти часы. Предполагается, что аудиторная нагрузка, иными словами, количество проведенных уроков - 18, остальное время - подготовка к ним, проверка тетрадей, работа с отстающими и талантливыми учениками, походы в театр, проведение собраний. Одним словом, вся та деятельность, которая прежде никак не оплачивалась, теперь учитывается при начислении оклада. Кроме базовой части учителя могут рассчитывать на стимулирующую надбавку за успехи. Каждая школа сама решает, за что поощрить учителя. Обычно это динамика учебных достижений учеников, высокий балл на ЕГЭ, участие в Олимпиадах.
РГ: Видимо, базовый оклад должен быть таким, чтобы обеспечивать педагогу достойный уровень жизни, если у него теперь нет возможности набрать на полторы-две ставки уроков?
Абанкина: В тех регионах, которые перешли на новую систему, так и вышло. В целом базовые оклады - от 6000 до 12 000 рублей. В Красноярском крае - 18 000, в Московской области - 20 000. Базовый оклад в каком-то смысле примирил предметников и дал всем учителям возможность заработать. Ведь если учителю русского языка или математики легко было набрать часы на ставку или полторы, то биологу или географу трудно. Зато по новой системе он может компенсировать уроки другой нагрузкой - вести кружок или спортивную секцию - никто не против.
РГ: Теперь главное - как рассчитывается базовая часть?
Абанкина: Она зависит от норматива - затрат на обучение одного ученика в год. Норматив определяется региональными органами власти, в частности, образования и финансов. И поэтому, как вы понимаете, везде разный. Из норматива высчитывается стоимость ученико-часа. Сейчас она от 1 рубля 80 копеек до 4 рублей 50 копеек. В Якутии, к примеру, 1 рубль 93 копейки. Так вот, в лицее N 23 Якутска после того, как зарплаты стали рассчитывать по-новому, заработки некоторых педагогов увеличились с 6 тысяч рублей до 14. Но у кого-то зарплата поднялась не так значительно - с 12 тысяч до 15. Многое зависит от того, сколько учеников в классе. Остальное - коэффициенты и доплаты. Допустим, за высшую категорию учителю начисляют 25%, за то, что преподает так называемые приоритетные дисциплины - русский язык, математику, якутский язык, - еще 10% и так далее. Все коэффициенты разработаны, но школа может что-то изменить. В Чувашии не стали привязывать зарплату к ученико-часам. Там базовый оклад зависит от прожиточного минимума в регионе. А надбавки и стимулирующие выплаты рассчитываются по общей методике.
РГ: На какой срок устанавливается стимулирующая надбавка?
Абанкина: На год, полгода или четверть, как в Калининградской области. Она может выплачиваться раз в месяц, квартал, или даже раз в год. Московская область так делала, учителя сразу получали 60 тысяч рублей, и это была значительная сумма.
РГ: А какой интерес у региональных властей менять устоявшуюся схему? Особенно, если нет лишних денег в бюджете?
Абанкина: Тем, у кого затраты на образование и переход к новой системе оплаты труда не тянет региональный бюджет, из федерального выплачиваются дотации и трансферты. Подчеркну, это касается тех регионов, которые перешли на нормативно-подушевое финансирование. Да, пришлось переучивать директоров школ, бухгалтеров, это тоже деньги. Но работа того стоит. Речь ведь идет о школе завтрашнего дня.
РГ: Все-таки эта модель оплаты выгодна большим школам. Как быть с малокомплектными?
Абанкина: Малокомплектные школы финансируются по реальным затратам на одного ученика, как бы дорого они ни обходились государству. Зарплата учителю выплачивается как средняя по району. Таких школ на самом деле немного. Зато очень много таких, где количество педагогов не соответствует числу учеников. Если раньше в России было 20 млн детей, то сейчас 13, 4. А учителей почти не убавилось. У нас полтора миллиона педагогов, а надо - на 20 процентов меньше. В Финляндии соотношение учителя к ученикам 1 к 17, в Японии- 1 к 22. У нас -1 к 8. Новая модель оплаты нацелена на то, чтобы увеличить наполняемость классов и оптимизировать штат.
РГ: Иными словами, сократить?
Абанкина: Не всегда. В Мордовии никого не сокращали, но более двух тысяч педагогов, в основном пенсионеров, перевели на неполную занятость. В Новосибирской, Тюменской областях было сокращение от полутора до двух тысяч учителей. Их часы отдали другим педагогам, или вообще перестали преподавать. Я знаю регион, где местные власти и школы договорились - даем пенсионерам после пенсии поработать два года. Ситуация с молодыми кадрами стоит так остро, что в Чувашии, например, в число критериев для стимулирующих надбавок записали - "молодой возраст".
РГ: И все-таки непонятно, почему нельзя было уволить лишних учителей, часы перераспределить и ставки поднять?
Абанкина: Уволить человека в России сложно. Новая модель оплаты позволяет постепенно заменить старые кадры и за счет сокращения, экономии средств и дополнительных денег региона поднять зарплату. Сетка к тому же не позволяет оплатить всю реальную работу учителя и не стимулирует лучших. И главное, новая модель оплаты учительского труда готовит педагога к работе в школе полного дня, нацеливает на результативность и качество.